Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока “Задачи на движение. Закрепление.” Ермакова Анна Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга Тема урока: Решение задач на движение. Закрепление. Класс: 4 Тип урока: Закрепление и обобщение знаний. Цель урока: закреплять умение решать задачи на движение. Образовательные задачи: - учить анализировать задачи и самостоятельно их решать, составлять карточку – помощницу. - развивать практические навыки с величинами (скорость, время, расстояние) - обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение; - развивать умения строить чертёж к задачам и по чертежу составлять задачи на движение; Планируемые результаты: Личностные:  - проявление позитивного отношения к учебному процессу, проявление интереса к новому, умение использовать имеющиеся знания и личный опыт, развитие самооценки. Метапредметные:  Познавательные: - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе в паре, распределять роли, договариваться друг с другом.  Регулятивные: - принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы. Предметные:  - называть единицы величин: расстояния, скорости, времени; моделировать разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение; анализировать направление движения, представленного в тексте арифметической задачи; решать арифметические задачи, связанные с движением. Ресурсы урока: Учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. Издательство «Просвещение». 2021. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки – формулы, карточки с разноуровневыми заданиями. Ход урока. Этапы урока, цели. Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.Мотивирование к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Установка на урок математики. -Доброе утро. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь. - Проверьте, все ли готово к уроку? Сядьте правильно, удобно. Будьте внимательны. Приветствуют гостей. Проверяют готовность к уроку. Записывают число, классная работа. 2.Проверка домашнего задания. Цель: Выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. Проверка домашнего задания. - Давайте проверим домашнее задание. - Какое было задание? - Что необходимо найти в задаче? - Что узнали первым действием, вторым и т.д. - Какой ответ написали? - Проверим примеры. - Кто из вас выполнил задания сам? Кому понадобилась помощь? Взаимопроверка по образцу. Самооценка. Проверяют домашнее задание по работе одноклассника. Проводят самооценку. 3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: Повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания. Устный счёт. Приложение № 1. Предлагаю вам выполнить задание на карточках, в паре. Вспомните правила работы в паре. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо. Вспоминают правила работы в паре. Выполняют задание. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Закрепляют умение решать простые задачи на движение. 4.Формулирова-ние темы и цели урока. Формулируем тему урока. Сформулируйте тему урока. Это новая тема? Какие учебные задачи поставим? повторить, закрепить, узнать, составить карточку – помощницу (схемы).Приложение № 2. Какими формулами вы пользовались для решения задач. Запишите в тетрадь. - Что общего и в чём разница задач на движение? Задачи на движение - на сближение - на удаление - Запишите в карточку – помощницу. Формулируют тему: Задачи на движение. Закрепление. Узнать, повторить, закрепить, составить карточку– помощницу (схемы) Записывают формулы в тетрадь. S = v * t v = S : t t = S : v Отвечают на вопросы. Заполняют карточку. Общее: Есть объекты движения, есть величины S, v, t Различия: Направление движения объектов, место отправления, единицы измерения. 5.Работа по закреплению пройденного материала. - Какие виды задач на сближение вы знаете? - Давайте решим задачу. - Откройте учебники, прочитайте задачу. - Давайте вспомним алгоритм, по которому легко решить задачу на движение. Задача № 1 – стр. 34, № 134, учебник Из двух посёлков выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Первый ехал со скоростью 200 м/мин, а второй проезжал на 20 м меньше. Всадники встретились через 50 мин. Найди расстояние между посёлками. V1= V2= V1= V2= S = v сбл. * t v сбл. = v1 + v2 S= (v1 + v2) * t 200 – 20 = 180 (м/мин) – скорость второго всадника 200 + 180 = 380 (м/мин) – скорость сближения 380 * 50 = 19000(м) 19000 м = 19 км Ответ: расстояние между посёлками 19 км. Заполним карточку – помощницу. - А следующую задачу для нас подготовили наши ученицы Вера и Настя. Давайте посмотрим. Задача № 2 – мультфильм Два воздухоплавателя на воздушных шарах одновременно отправились из одного поселка в противоположных направлениях. Скорость одного из них 260 м / мин, а другого – 240 м/ мин. Через какое время расстояние между ними будет равно 15 км? V1= V2= V1= V2= t = S : v уд. v уд. = v1 + v2 t = S : (v1 + v2) Обратите внимание! 15км = 15000 м 260+240 = 500 (м/мин) – скорость удаления 15000 : 500 = 30 (мин) Ответ: через 30 мин расстояние между ними будет равно 15 км. Отвечают на вопрос. Открывают учебники. Знакомятся с тестом задачи. Вспоминают алгоритм решения задач. Внимательно прочитай задачу. Подумай, о каком виде движения задача, сделай чертёж. Установи, какие величины известны, а какие надо найти. Вспомни формулы, связывающие величины, составь план решения задачи. Запиши решение по действиям или выражением. Поверь решение. Один ученик работает у доски, остальные оформляют решение задачи в тетрадях. Самооценка по оформлению задачи. Подписывают и прикрепляют правильную схему к задаче на встречное движение в карточке – помощнице. Приложение № 3. Смотрят мультфильм – задачу. Проговаривают алгоритм решения, чертят схему. Записывают формулы и решение задачи самостоятельно. Смотрят продолжение мультфильма и проверяют свою работу. Самооценка. Подписывают и прикрепляют правильную схему к задаче на движение в противоположном направлении в карточке – помощнице. Приложение № 3. 6.Физминутка. Физминутка. Чтобы путь стал безопасным, И учёба не напрасной, Знать вам надо без сомнения Математику и правила движения! Игра “Да-нет” На следующие вопросы вы отвечаете только словами “Да” или “Нет”. Переходить дорогу можно только на красный сигнал светофора (Нет.) Пешеход, если нет тротуара, должен идти по левой стороне обочины навстречу движению. (Да) Место, где пересекаются улицы, называется “перекресток”. (Да.) Пешеходу разрешается перебегать проезжую часть перед близко движущимся транспортом. (Нет.) Дорожные знаки нужно знать водителю, а не пешеходу. (Нет.) Начинай переход проезжей части по мигающему зеленому сигналу светофора. (Нет) Чтобы перейти дорогу с двусторонним движением, надо посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть направо. (Да.) Слушают вопросы и отвечают с помощью сигнальных карточек “Да-нет” 7.Работа по закреплению пройденного материала. Задача № 3 – ЯклассОт двух причалов одновременно вниз по реке отплыли спортсмены на каяках. Скорость первого – 8 км/ч. скорость 4 км/ч. Через какое время первый спортсмен догонит второго, если сейчас расстояние между ними 12 км? Обратимся к современному толковому словарю и посмотрим значение слова каяк. Каяк- лёгкая спортивная одноместная лодка. Каякер - человек, занимающегося каякингом. Каякинг - один из видов водного экстремального спорта (гребной спорт). V1= V2= V1= V2= t = S : v сбл. v сбл. = v1 - v2 t = S : (v1 - v2) 8 - 4= 4 (км/ч) – скорость сближения 12 : 4 = 3 (ч) Ответ: через 3 часа первый спортсмен догонит второго. Задача № 4 - Посмотрите в карточку – помощницу. С каким видом задачи на движение мы еще не работали сегодня? - Попробуйте составить задачу на отставание, используя все материалы на доске (два паровоза, V1=85км/ч, V2=60км/ч, S=50км, t=?) От одной станции в одном направлении вышли одновременно два поезда. Скорость первого – 85 км/ч, скорость второго – 60 км/ч. Через какое время расстояние между ними будет 50 км? V2= V1= V2= V1= t = S : v уд. v уд. = v1 - v2 t = S : (v1 - v2) 85 - 60 = 15 (км/ч) – скорость удаления 50 : 25 = 2 (ч) Ответ: через 2 часа расстояние между поездами будет равно 50 км. Знакомятся с текстом задачи. Знакомятся с лексическим значение слова “каяк” в толковом словаре + смотрят слайды и слушают учителя. Один ученик работает у доски, остальные оформляют решение задачи в тетрадях. Проверка. Самооценка. Подписывают и прикрепляют правильную схему к задаче на движение вдогонку в карточке – помощнице. Приложение № 3. Смотрят карточку, отвечают на вопрос. Составляют задачу на движение с отставанием. Проговаривают алгоритм решения. Подписывают и прикрепляют правильную схему к задаче на движение с отставанием в карточке – помощнице. Приложение № 3. 8.Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать актуализацию умений решать задачи на движение - На нашей карточке больше не осталось свободных “окошек” - Мы отработали алгоритм решения задач на движение 4 видов. Назовите их. - Предлагаю проверить свои знания и выполнить задание на закрепление. Самостоятельная работа. Приложение № 4. Перед вами три карточки разного цвета. Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться и решите задачу. Проверьте оформление и решение задачи по образцу. S = v сбл. * t v сбл. = v1 + v2 S = (v1 +v2) * t 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения 26* 2= 52 (км) Ответ: 52 км расстояние между сёлами. Самооценка. Выбирают карточку для самостоятельной работы и выполняют задание. Проверка по образцу. Самооценка. 9.Итог урока: Цель: подведение итогов, осознание метода построения границ применения нового знания 1.Подведение итогов. Просмотр отрывка из мультфильма “Остров ошибок”. - Почему произошёл несчастный случай? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? -Что нужно помнить всем участникам движения? Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, какие учебные задачи мы перед собой ставили? Вспоминают поставленную цель в начале урока, делают выводы по уроку, соотносят учебные задачи и результаты, степень их соответствия. 10. Домашнее задание. 1. Стр. 56, № 22, № 25, учебник 2. Творческое задание: придумайте задачу на движение любого вида для одноклассников. (по желанию) Записывают домашнее задание. 11. Рефлексия 1.«Анкета» Приложение 5. - Жизнь требует движения. Не останавливайтесь. Не давайте себя замедлить. Идите вперёд с достоинством, честью и порядочностью! Осуществляют рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. Приложение № 1. Жук за 2 ч пролетел 22 км. С какой скоростью летел жук? Ч Лодка плыла 4 ч со скоростью 7 км/ч. Какое расстояние проплыла лодка? Д Ленивец сползал по стволу дерева со скоростью 2 м/мин. За какое время он проползёт 20 м? А Вертолёт летел 3 ч со скоростью 200км/ч. Какое расстояние пролетел вертолёт? З Паук за 2 сек пробежал 60 см. С какой скоростью бежал паук? А Путь от дома до школы длиной 1200м мальчик прошёл со скоростью 60м/мин. Сколько времени мальчик шёл до школы? А Расположите ответы в порядке убывания. Запиши слово. Приложение № 2. Карточка – помощница. Задачи на движение. Приложение № 3. Конверт с карточками и схемами для каждого ученика Приложение № 4. Задача на «5» Реши задачу. Из двух сёл одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились через 2 ч. Скорость первого велосипедиста составляет 12 км/ч, а скорость второго-14 км/ч. Найти расстояние между сёлами? Задача на «4» Из двух сёл одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились через 2 ч. Скорость первого велосипедиста составляет 12 км/ч, а скорость второго-14 км/ч. Найти расстояние между сёлами? Выбери правильную схему, подпиши величины. Запиши решение задачи. Задача на «3» Из двух сёл одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились через 2 ч. Скорость первого велосипедиста составляет 12 км/ч, а скорость второго-14 км/ч. Найти расстояние между сёлами? Дополни решение задачи. S = v сбл. * t v сбл. = v1 + v2 S = (v1 + v2)* t 12+____ = 26 (км/ч) – скорость ___________ ___* 2= ____ (км) Ответ: Приложение 5. «Анкета» На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок мне показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким/длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»